• Не едем в Дезенцано и Сирмионее, а в менее туристические, но очаровательные Гардоне Ривьера и Сало (Salò)
  • Пьем на завтрак, обед и ужин франчакорта в Корте Франка
  • Едем Ловере и Пизонье на о. Изео
  • Изюминка поездки — ресторан в Клузоне, где подают блюда с трюфелями.

Какой город лучше выбрать на озере Гарда? Куда ехать сначала: на Гарда или Изео? Наконец дошли руки поделиться маршрутом по двум озерам, который мы проделали на майские праздники за неделю. Начало мая я средина осени в Италии чем-то похожи: ходишь в легкой куртке, в любой момент может пойти дождь, но даже он не испортить ни программу, ни настроение. В мае в районе озер шел дождь.

Маршрут по озерам Италии Гарда и Изео

Вид с балкона отеля Florida, Gardone RIviera

Гардоне Ривьера, провинция Брешия

Мы не имели какой-то супер цели, поэтому у нас была бронь на первые две ночи на озере Гарда, а дальше как пойдет. План был размеренно гулять, находить интересные семейные рестораны, пить вино и наслаждаться спокойствием городов перед началом туристического сезона. Мы ни в коем случае не выбрали ни Дезенцано, ни Сирмионе. Мы поехали в Гардоне Ривьера — городок, принадлежащий провинции Брешия, регион Ломбардия.

Отправились мы с мужем рано утром из Апулии и спустя 1010 км и 12 часов, по пути забронировав отель (мы такое очень практикуем), мы очутились на озере Гарда, в части принадлежащей провинции Брешия в Hotel Villa Florida 4 Stelle.

озеро Гарда Гардине ривьера

Номер с видом на озеро в Hotel Florida

Отель быль процентов на 30 не заполнен и очень вежливый владелец предложил нам апгрейд (платили около 120 евро за ночь), а мы в свою очередь воспользовались этим и остались на 3 дня. Отель очень милый, небольшой. А главное — светлый. Комнаты могут показаться немного китчевым, но вид с балкона нас покорил. А щедрые завтраки на открытой террасе под мелкий дождь были такими умиротворяющими.

Персонал, завтраки и вид в этом отеле нас не оставили равнодушными и мы оставили отелю отличные оценки.

Маршрут по озерам Италии Гарда и Изео

hotel garda lake

Пока мы пили просекко на завтрак и смотрели на озеро сверху, наши друзья очень заранее выбрали себе Grand Hotel Gardone и завтракали прямо у воды. Этот исторический и огромный отель датируется 1884 годом, а ребята — большие любители антиквариата. Сильно расслабиться не удалось, так как отель был заполнен китайцами, которые приехала на Гарду на свадьбу. Пьют ребята много и шумят тоже много :) Шучу, атмосфера этом в отеле вся такая богемная. А за богемность нужно платить — капучино в лобби баре и вода — эмм… 15 евро (приносит официант). За роскошь нужно платить )

озеро Гарда Гардине ривьера

На территории отеля Grand Hotel Gardone

Куда поехать на озере Гарда

Пока мы проживали в Гардоне Ривьера, мы съездили в соседний СалO (Salò), который по идее должен был быть поживее, но таковым он не был. Отдыхающие — взрослые немцы и британцы. В общем, мы просто расслаблялись и любовались озером. А вообще этот городок с 10 тыс. жителей побольше Гардоне и у него красивая набережная. Исторический центр, между площадью Carmine, «Fossa» и набережной озера, представляет собой череду улиц, переулков и площадей с величественными домами, элегантными магазинами, ресторанчиками и барами. Все готовилось к открытию сезона.

В первый вечер мы отправились ужинать в Салo в Osteria Al Gallo — простая атмосфера и вкусная еда. И вино Amarone. В этот период охота мяса, а не рыбы, поэтому простые, но вкусные блюда с грибами, сырами на первое, и мясные стейки на второе — самое оно.

Дезенцано-дель-Гарда и Сирмионе

В один из дней мы поехали в Дезенцано-дель-Гарда и Сирмионе. Но они нам показались уж слишком шумными и туристическими. И это понятно — эти два города являются одними из самых главных достопримечательностей озера Гарда. Но нам они не “зашли”. Мы были в режиме полного расслабления и шум-гам, шопинг, куча туристов нам не понравился. Поэтому мы быстренько пробежались по двум городам и поехали ужинать обратно в Гардоне Ривьера. Хотя в Сирмионе есть термальные воды и мы подумывали в них вернуться. Но опять-таки, чересчур много  было туристов.

sirmiofe garda

озеро Гарда Сирсионе

Замок Сирмионе

озеро Гарда Дезенцано дель Гарда

Дезенцано дель Гарда

Корте Франка, Borgo Santa Giulia

На четвертый день мы уехали с о.Гарда и направились в сторону Изео. Почему? Потому что нам нужно было поближе подобраться к одному ресторану, в который мы обязательно должны были попасть по плану ребят. А он находится севернее в сторону гор, в городке Клузоне и это уже провинция Бергамо. Конкретных планов у нас не было и кому-то пришла гениальная идея посетить винодельни франчакорты. Туда мы и отправились.

По пути, мы заехали в аутлет Franciacorta Outlet Village — ничего такого, но в общем аутлет неплохой. К вечеру мы приехали в небольшой b&b или агритуризмо Borgo Santa Giulia(цена за ночь около 70 евро) всего в 4 км от озера Изео и в самом сердце производства франчакорты.

Франчакорта Маршрут по озерам Италии Гарда и Изео

Фотo: @alinamalinishna (IG)

Borgo Santa Giulia, Corte Franca. Фотo: @alinamalinishna (IG)

Дегустации в регионе Франчакорта

Франчакорта (Franciacorta) – территория в Ломбардии, известная одноименными игристыми винами (не путаем с просекко), имеющими статус Franciacorta DOCG по итальянской винной классификации. Франчакорта — это франчакорта, а просекко -это просекко. Если в двух словах, то франчакорта — это классический метод винификации, по сути шампанские вина Франции. Но так их называть нельзя. В италии используется термин “классический метод”.

Во Франчакорту стоит отправится на отдельный тур, посетить кучу виноделен и узнать тонкости одноименного игристого. А нам удалось еще и прикупить домой, учитывая что мы путешествовали на машине. О том, где мы побывали напишу отдельно пост.

Самым большим сюрпризом было то, что по сути на территории борго, где мы остановились, была одна из таких виноделен, куда мы незамедлительно отправились дегустировать франчакорту.
В винодельне под названием Ca d’Or нас встретила 23-летняя Федерика — дочь владельца. Эта девушка знала свое дело на больше чем 100%! Винодельня уже закрывалась, но она любезно согласилась провести нам экскурсию по винодельне. Мы прошлись по подвалам, посмотрели вертикально расположенные бутылки с игристым, полные процесс производста, Федерика рассказала нам все-все, что можно было рассказать часа за пол. Кроме того, что она подробно нас ввела в курс дела, она еще и показала как вручную клеит каждую этикетку на бутылку.. а таких на минуточку десятки тысяч в год. После экскурсии она устроила нам дегустацию. И так как за столом сидела одна молодеж, официальная дегустация превратилась в застолье :) В общем, она была настолько живая, простая и милая, что мы пригласили ее на ужин.

Дальше было лучше: еще одним сюрпризом стал ресторан Borgo Santa Giulia. Именно его вы увидите первым, если пойдете искать это название. Выглял он то красиво, но мы и подумать не могли, что в таком довольно обычном б&б будет такой суперский ресторан! В общем, за столом с нами еще и персоналный сомелье сидел — все та же Федерика, котораяпосле праочки бокалов Рипассо болтала без умолку. :) В общем, было круто.

Блюда были настолько уникальными и настолько вкусными, что я бы только ради этого ресторана туда еще раз поехала. Сам же b&b в общем тоже был неплохим.

Рестораны Ломбардия Франчакорта

Ризотто с каракатицей (не чернила)

Баранина с полентой

Филе тунца

В общем, агритуризмо Borgo Santa Giulia я рекомендую за:

• хорошую цену номеров ( во всяком случае весной, осенью).
  • наличие суперской винодельни в соседнем дворе.
  • очень вкусный ресторан в отеле.
  • в общем, неплохой номер — чистый, широкая кровать. Просто и хорошо.
  • Единственный минус — небогатый завтрак. Слишком уж сухой, имея ТАКОЙ ресторан под боком.

Ловере и Пизонье, озеро Изео

На следующий день мы отправились в сторону Ловере. Но до него не доехали и решили остановиться в небольшом (очень небольшом) городке — Pisogne. Для общего развития прогуляться можно :)

Озеро Изео  — это сравнительно небольше озеро и кому-то оно нравится, а кому-то нет. Ловере — одно из самых популярных мест Изео с красивой набережной. Здесь находится реконструированый порт Porto Turistico di Cornasola — самый крупный на озере и со своими современными удобствами может предложить прокатиться по озеру на лодках, парусный спорт, виндсерфинг и каноэ. К слову, с 2003 года Ловере входит в список «Топ 100 самых красивых деревушек Италии» — «100 borghi piu belli d’Italia».  А в общем, здесь царит спокойствие.

Iseo Lake where to stay

Lovere, озеро Изео

Iseo lake italy where to go

Городок Pisogne, озеро Изео

Озеро Изео, Ломбардия

Набережная Пизонье

Мистический Клузоне (Clusone) и ресторан Mas-ci

Этим же вечером мы отправились на ужин в долгожданный ресторан, где подают блюда с трюфелем. Целую неделю я о нем слышала и уже не могла дождаться. От Пизонье до Клузоне ехать где-то час на север. Путешествие по долинам Бергамо — это прекрасные вид горы и реку Серио, а еще захватывающие сокровища искусства, часто неизвестные.

Городок Клузоне, в котором живет около 10 тыс.жителей приятно удивил. Город искусства и фресок, окруженный Бергамскими Альпами и солнцем, является популярной точкой перед заездом в горы, а поэтому Клузоне всегда оживлен и наполнен туристами.

Valle Seriana — это одно из направление лыжных итальянцев во время “сеттимана бьянка” — “белой недели” после нового года, когда многие едут кататься в горы. Всего за несколько минут вы доедете до первых гор — Monte Pora, местностей Passo della Presolana и Colere.

Что смотреть в Клузоне?

Паркуетесь до знака ZTL (лимитированый трафик) и поднимаетесь вверх по улице в сторону исторического центра. Клузоне — это городок множества базилик и церквей, небольших дворццов и спрятанных улочек. Но ото всюду вы увидете главную достопримечательность — Basilica di Santa Maria Assunta — базилика, которая по рассказам была построена на руинах римского храма, посвященного богине Диане, но ни храм, ни структура первобытной церкви не сохранились и никому не известны.

Маршрут по озерам Италии Гарда и Изео: Сало, Гардоне Ривьера, Корте Франка

озеро изео ресторан в клузоне

Вы обязательно пройдете мимо часовни (Orologio planetario Fanzago) в центре города, который был введен в работу в 1583 году и до сегодня работает без остановок. Механизм на то время был уникален: часы отмечают движения солнца и луны, часы дня и продолжительность ночи, равноденствия и солнцестояния, созвездия зодиака, луны, месяцы, часы, минуты.

Мистические фрески Клузоне

Самым же запоминающимся зданием стал ораторий возле вышеупомянутой Базилики из-за своей фрески, датируемой 1484-1485 годами. Ораторий (oratorio dei disciplini) — место для молитвы братсва. Так вот эти фрески изображают «Триумф смерти» и «Танец смерти» в внешней части здания и жизни Иисуса Христа с Распятием во внутренней его части.

Из-за множества фресок на фасадах домой, Клузоне называют “разрисованным городом”.

Маршрут по озерам Италии Гарда и Изео: Сало, Гардоне Ривьера, Корте Франка

Ресторан Mas-ci’

Ресторан, который нас ждал, называется Mas-ci (Ristorante Commercio Mas-cì).Это семейный ресторан, что не удивительно, а название с местного диалекта переводится как “мальчик”. Так назвали ресторан в 1927 году, когда в семье родился внук. В нем несколько залов и, думаю, это идеальное место для зимних посиделок, хотя у ресторана есть свой дворик с террасой. Кроме того, все здание принадлежит семье-владелице ресторана и в нем находится их же отель.

Это очень уютное и очень вкусное место и не зря оно было у нас в планах с самого начала. При возможности, я обязательно туда поеду еще раз. И вам рекомендую.

Дальше мы успели проехать на денек в Милан и на следующий день отправится в сторону Виченцы. В нее саму мы не попали, так как устали от переездов и гуляний, и остановились в агритуризмо под городом.  На ужин мы остановились в ресторане отеля, где остановились ребята — Villa Tacchi Hotel Gazzo. Очень милая вилла с кучей антиквариата внустри, бассейном и вкусным рестораном.

На следующий день мы отправились на 1000-километровое путешествие обратно домой в Апулию.
Маршрут может показаться не прям насыщенным, но и такая цель не стояла. Тем не менее, мы посетили два озера, 4 или 5 городов, напились красного вина и франчакорты… А сама территория Франчакорты стала местом, куда мы еще обязательно вернемся посетить больше виноградников, подвалов виноделен, посмотреть на производство игристого и много-много еще дегустировать.

Задавайте ваши вопросы в комментариях, чем смогу помогу :)